Теория

Труба – от Бронзового века до наших дней. Андрей Иков

 



Солист оркестра Государственного
Академического Большого театра
Андрей Иков

Придется, наверное, начать с клише: труба, несмотря на свою многовековую историю, инструмент очень молодой. Однако это действительно так! Труба – дитя технического прогресса, ее изготовление связано с обработкой металла и первые инструменты, которые можно называть трубой, появились приблизительно в 3600 году до нашей эры – в Бронзовом веке. Известны египетские трубы времен правления фараона Тутанхамона (1500 год до нашей эры), римские трубы: лур, корну, литуус, букцина. Каждый виток прогресса неизменно отражался на качестве и форме изготовляемых труб. Менялась толщина листа металла, из которого делался инструмент, улучшалось качество пайки соединений, менялся и сам металл, из которого изготавливалась труба (бронза, серебро, медь). Естественно, имело место и многообразие форм инструмента. Главным оставалось одно – назначение трубы.

Веками ее использовали в свитах правителей и как сигнальный инструмент в войсках. Наконец, к началу XVII века, труба обрела иные качества и форму. Такой ее знали и для такой писали композиторы от Монтеверди и Перселла, до Мендельсона и Берлиоза. (Первые упоминания об инструментальных мастерах, таких как Шнитцер в Германии, относятся приблизительно к 1590 году.) На протяжении двух последующих веков форма трубы почти не будет меняться. Этот инструмент теперь мы называем натуральной трубой. Звуки на ней извлекаются передуванием и строятся по обертонам. Из-за большой длины инструмента нижняя (педальная) нота была расположена в большой октаве, и от восьмого обертона можно было использовать гаммообразные пассажи. (рис.1)

Рис.1

“Золотым веком” натуральной трубы был век XVII. Натуральная труба блистает в творчестве таких мастеров как Г. Перселл, А. Скарлатти, А. Вивальди, Г.Ф. Телеманн и достигает вершин в музыке Г.Ф. Генделя и И.С. Баха. Роль трубы в музыке того времени двояка. Во-первых, труба остается сигнальным инструментом и группа труб (как правило, три исполнителя) вместе с литаврами создают праздничное, призывное звучание. Во-вторых, композиторы используют верхний регистр солирующей трубы для подвижных фраз и юбиляций (например, в сонатах Г. Перселла и А. Корелли, концертах А. Вивальди, Г.Ф. Телеманна, Бранденбургском концерте № 2 И.С. Баха) и блестяще сочетают его с солирующим голосом (шесть арий А. Скарлатти, арии из кантат И.С. Баха и ораторий Г.Ф. Генделя). Труба вступает в соревнование с голосом на равных. Увы, такие соревнования были не всегда удачны для трубачей. Вспомним фильм “Кастрат Фаринелли” о знаменитом виртуозе-певце, где есть сцена на рыночной площади, когда Фаринелли вступает в соревнование с трубачом и побеждает его, оказываясь виртуозней.
История сохранила нам имена трубачей того времени. Это Джироламо Фантини, автор восьми сонат для трубы и “Modo per impare a sonare di tromba” – первой опубликованной школы игры на трубе, Д. Шор, И. Кларк, для которых исали Г. Перселл и Г.Ф. Гендель, а также Иоганн Готфрид Рейхе из Лейпцига – первый исполнитель музыки И.С. Баха.

Конец XVIII века дает старт тем техническим изменениям, которые привели трубу к ее сегодняшнему виду и качеству. Исполнители нуждались в хроматическом инструменте, а композиторы стали использовать в своих сочинениях все более и более сложные сочетания тональностей. На первой хроматической трубе (сообщение о ней датируется 1793 годом) были установлены клапаны на манер флейтовых и кларнетовых. Хотя в дальнейшем эта новация не получила развития, так как при открытых клапанах труба проигрывала в звучании, клапанная труба увековечена в концертах И. Гайдна (1798) и И.Н. Гуммеля (1803), написанных по заказу венского трубача Антона Вейдингера (1766-1852). Эти концерты до сих пор являются самыми популярными в репертуаре трубачей.

Эксперименты продолжались. Практический смысл их сводился к тому, чтобы с помощью каких-либо механизмов удлинять трубку инструмента, понижая, таким образом, ноты натурального звукоряда. Не стоит думать, что на время этих поисков натуральная труба сдала свои позиции. Хроматические инструменты пока проигрывали натуральным в качестве звучания и композиторам приходилось проявлять чудеса изобретательности, подгадывая побольше пауз для смены кронов или, как Г. Берлиоз и ранний Р. Вагнер, используя четыре натуральные трубы разных строев попарно.

Новая эра в истории трубы, да и всех остальных медных духовых инструментов, за исключением, пожалуй, тромбона, началась в 1815 году. Газета “Allgemeine musikalishe Zeitung” сообщает о “камермузыканте Генрихе Штольцеле из города Плесс в Южной Силезии, изготовившем прекрасную валторну, имеющую простой механизм, который позволяет исполнять хроматическую гамму в три октавы со всеми ненатуральными звуками, звучащими чисто и сильно <…> и снабженную двумя рычагами для правой руки”. Тридцативосьмилетний валторнист с успехом продемонстрировал эту валторну в 1817 году в Лейпциге, а еще через год перебрался в Берлин в королевский оркестр. В Берлине он сотрудничал с другим валторнистом, Фридрихом Блюмелем, и Прусский королевский патент на новый механизм в 1818 году они получили вдвоем (рис.2).

Рис. 2

Практически, до середины XIX века механизм Штольцеля был наиболее популярным у большинства инструментальных мастеров. В 1828 году мастер В. Шустер из Карлсруе начал снабжать свои инструменты механизмом собственной конструкции. Механизм имел вид коробочки, и под этим названием остался в истории. (рис.3).

Рис. 3

Следует также отметить идеи мастеров Шоу, Сэмсона (Англия), Куффе (Франция), Сэтлера (Германия).

Венские клапаны (Vienna valve) прижились на сегодняшний день только на валторнах, и такие валторны являются обязательными для валторнистов Wiener Philarmoniker.

В тридцатых годах Блюмель, вернувшийся из Силезии назад в Берлин, и другой берлинец, известный руководитель духовых оркестров Вильгельм Вепрехт параллельно работали над механизмом, который был назван роторным (rotor valve). Ротор – один из двух механизмов, использующихся на трубах до сегодняшнего дня (рис.4).

Рис. 4

Другим механизмом, понижающим натуральные звуки трубы, стал клапан под названием gros piston, запатентованный в 1839 году парижским мастером Перине (рис.5).

Рис. 5

Это самый распространенный механизм, используемый на современной трубе.

История развития трубы неразрывно связана с другим ее ближайшим родственником – корнетом. В отличие от трубы, имеющей военное и придворное прошлое, корнет ведет свой род от охотничьих, почтовых и прочих сигнальных рожков. Между прочим, до сих пор многие виртуозы-корнетисты заявляют, что корнет это не мягко звучащая труба, а маленькая валторна.

Корнет звучал действительно мягче, был настроен выше трубы на октаву и больше подходил для бытового музицирования (рис.6).

Рис. 6

Не стоит забывать о том, что профессиональных музыкантов в то время было немного, в основном музыка сопровождала быт и являлась либо увлечением, либо побочным заработком.

Вот на эти два инструмента – натуральную трубу и рожок – и стали устанавливать инструментальные мастера все вышеописанные механизмы.

К концу XIX века на базе мастерских известных мастеров сформировались фабрики, многие из которых выпускают прекрасные инструменты и по сей день. Среди них А. Сакс (бельгийский мастер, создавший семейство саксофонов, он перебрался во Францию в 1842 году и в данном случае интересен для нас как создатель семейства саксгорнов – прообраза инструментов современного духового оркестра), Ф. Бессон, Куэснон и А. Кортуа во Франции, А. Александер, Э. Круспэ и Й. Геккель в Германии, В. Махиллон в Англии, Ф. Холтон и Г. Конн в США – Трубы обычно изготавливались в строях C, D, Es, E, F. Корнеты – B и A (иногда, правда, встречаются и “редкие” кроны As и G). К концу XIX века из всего многообразия инструментов наиболее употребляемыми стали трубы B, C, Es contralto (см. септет К. Сен-Санса, партию III трубы у Н. Римского-Корсакова и А. Глазунова, партию IV трубы в “Весне Священной” И. Стравинского) корнеты B и С. Безусловно, трубы других строев изготавливались мастерами и использовались трубачами, но – эпизодически. Поэтому запись партий во многих строях, например, в музыке Р. Вагнера и Р. Штрауса была ориентирована скорее на удобство чтения при транспозиции (минимум знаков альтерации, запись в пределах нотоносца и т.д.), чем на смену инструментов в процессе исполнения. Событием в мире исполнителей было появление труб пикколо в период с 1885 по 1905.

Эти трубы часто упоминаются как “Баховские трубы” или “Генделевские модели” (рис.7). Их появление связано с возросшим интересом к музыке XVII века, особенно И.С. Баха и Г.Ф. Генделя.

Рис. 7

В 1885 году Ф. Бессон изготовил трубу G с добавочными кронами F и E. В Германии в это же время появились трубы D, в 1894 году Александер изготовил трубу F для Второго Бранденбургского концерта И.С. Баха, а чуть позже В. Махиллон сделал трубу пикколо B для концертов Брюссельской консерватории сезона 1905 года.
14 сентября 1914 года, в Нью-йоркском порту с борта парохода “Лузитания” сошел молодой человек. Багаж его составлял маленький чемодан с вещами и корнет фирмы “Besson”.
В кармане у молодого человека было пять долларов. Звали его – Винцент Шротенбах. Он был австрийцем, родом из маленького городка под Веной.
К своим двадцати четырем годам Винцене Шротенбах успел получить инженерное образование в Mashinenbaushule в Вене и отслужить во флоте Австро-Венгрии. С 14 лет он играл на корнете и брал уроки у известнейших трубачей Вены – Г. Штельвагена и Ф. Вернера. Выступал он и в качестве солиста-корнетиста и даже гастролировал в Германии и Англии. Музыкальные успехи и интерес к искусству взяли верх над ежедневным трудом инженера-механика на заводе подъемников в Вене. Шротенбах решил попытать счастья в Новом Свете. Прибыв в Нью-Йорк, герр Шротенбах сделал две важные вещи: снял дешевую квартиру в Манхеттене на 85-й Западной улице и укоротил свое имя на американский манер, навсегда став Винцентом Бахом.

Винцент Бах (в центре)

Исполнительская карьера Баха-трубача складывалась удачно. В 1915 году он был принят солистом в Бостонский симфонический оркестр. Позже Бах вернулся в Нью-Йорк и работал солистом в оркестре Дягилевского балета, выступавшего в Метрополитен-Опера. Кроме того, он подписал контракт со звукозаписывающей фирмой знаменитого изобретателя Т.А. Эдисона на запись двух корнетовых соло. В это время Бах играл на инструментах фирмы “Holton”. Большинство трубачей и корнетистов Америки пользовались в то время немецкими мундштуками мастера Шмидта, также они были популярны и в России. Бах не был исключением. Поиски “идеального” мундштука присущи всем исполнителям-духовикам.
У Винцента Баха было огромное преимущество перед коллегами: он умел делать мундштуки сам. В задней комнате маленького музыкального магазина он оборудовал мастерскую, где сделал свои первые мундштуки (1919-1922).
Коллеги высоко оценили его работу, и вскоре Бах, оставив работу в театре, начал производство мундштуков (рис.8). Он разработал огромное количество моделей разных размеров и различного назначения. Вскоре к трубным мундштукам добавились мундштуки для всех медных духовых инструментов. С 1924 года Бах начал производить трубы, корнеты, а позже и тромбоны.

Рис. 8

Результаты были таковы, что музыканты ведущих американских оркестров, таких как Филадельфийский, Бостонский, Чикагский и Нью-йоркский, а также больших духовых оркестров, стали играть только на “Баховских” мундштуках и инструментах.
Почему в рамках этой статьи столь подробно описывается биография Винцента Баха? Диззи Гиллеспи в свое время сказал: “Ни один из джазовых трубачей любого стиля и направления не сыграл и двух тактов, не отдав дань Луи Армстронгу”. Перефразируя его, можно сказать, что ни одна труба ХХ века не сделана без учета технологии и дизайна, разработанного Бахом. Он учитывал все достижения инструментальных мастеров прошлого, ориентировался на популярные модели, бывшие в ходу в то время, анализировал лабораторными методами сплавы, из которых были сделаны раструбы ведущих фирм.
Его первые инструменты были, скорее, модификациями моделей других производителей (особенно труб и корнетов “Besson”), но кропотливая техническая работа и акустические изыскания к тридцатым годам сделали Винцента Баха ведущим производителем медных духовых инструментов (рис.9).

Вот особенности труб Винцент Баха, черты которых мы можем теперь наблюдать в инструментах ведущих мировых производителей. (По материалам фирмы Selmer, США.)

A. Конфигурация мундштука;
B. Восьмигранник на переходнике мундштучной трубки;
C. Крюк для подстройки нот, исполняющихся с помощью первого крона (никелировка);
D. Стаканы голосовой машинки, сделанные из одного куска;
E. Нижние винты голосовой машинки (форма, вес, никелировка);
F. Верхние винты голосовой машинки и кнопки;
G. Крюк для мизинца на мундштучной трубке;
H. Кольцо для подстройки нот, исполняющихся с помощью третьего крона;
I. Фиксатор третьего крона (бывает в виде винта или штанги с контргайками);
J. Крепление между раструбом и первым кроном;
L. Сливной клапан и головка винта (никелировка);
M. Крепление основного крона;
N. Крепления между мундштучной трубкой и раструбом.

Бах предельно внимательно относился к местоположению всех креплений, так как они влияют на звучание инструмента.
Успех производства В. Баха не остановил работу других производителей инструментов, шло время, появлялись новые инструментальные мастера, а уже известные производители работали над новыми моделями, улучшали качество инструментов.

 Вообще, может сложиться впечатление, что Винцент Бах захватил американский рынок. Но это не так. Его инструменты были популярны у музыкантов симфонических оркестров, а это меньшая часть всех исполнителей на медных духовых инструментах. В тридцатых-пятидесятых годах ХХ века наибольшая активность любительского музицирования приходилась на духовые, танцевальные и джазовые оркестры. Такие оркестры были в каждой школе, колледже, университете, при городских муниципалитетах, профессиональных союзах, в армии, даже в исправительных заведениях (вспомним, что Луи Армстронг начал играть на альтгорне, а позже на корнете именно в исправительном заведении для малолетних). Для этой категории исполнителей на рынке находились недорогие инструменты, аккуратно собранные, достаточно удобные для хорошего интонирования, но не такие качественные из-за более дешёвого сплава, используемого для раструба. Сам раструб производился из двух кусков (это также удешевляло производство), инструмент никелировали, а не покрывали серебром и т.д. Подавляющее количество таких инструментов производили большие фирмы “King”, “Holton” и “Conn”. Фирма Карла Фишера в Нью-Йорке, крупнейший продавец инструментов и нот в Новом Свете, импортировала из Европы инструменты “Besson”, “Bossey&Hawks” и “Courtois”.

 Фирмы “King” и “Conn” были основаны в XIX веке и продолжают по сей день выпускать прекрасную продукцию. В 1893 году Х.Н. Уайт стал выпускать инструменты в содружестве с известным тромбонистом Т. Кингом (отсюда название), а имя фирме “Conn” дал полковник Чарльз Джеральд Конн, начавший производство инструментов в 1875 году. Уже тогда сложилась концепция производства инструментов для различных нужд, разного качества и разной стоимости, концепция, которой следуют все крупные производители и поныне. Лучшими инструментами фирмы “King” были трубы и корнеты “King Super 20”, на которых играли Гарри Джеймс, В.Б. Давидсон, Дональд Берд, а для студентов производилась модель “Superior”. Знаменитые модели “Conn-Major” и “Connstelation” были хорошо известны в России в пятидесятые-шестидесятые годы.

 Франк Холтон, бывший тромбонист оркестра Ф. Сузы, в 1898 году открыл мастерскую по ремонту инструментов в Чикаго, а в 1900 “Frank Holton Company” уже выпускала трубы, корнеты и тромбоны высокого качества (некоторое время Винцент Бах играл на этих корнетах).

 В 1939 году Э. Бенч, трубач, игравший в оркестрах Детройта и Чикаго, открыл мастерскую по производству труб. Его знаменитые модели 3Х и 90В очень высоко котируются у оркестровых музыкантов и солистов. Много лет на трубе “Benge” играл Т.А. Докшицер.

 С того же 1939 года отсчитывает свою историю компания “Getzen”, впоследствии сделавшаяся крупнейшим поставщиком недорогих и качественных инструментов.

 Фирма “Martin” была основана в 1891 году, но известной она стала лишь в середине ХХ века, благодаря модели “Committee”, на которой играли ведущие исполнители джазовых стилей бибоп и кул, такие как Диззи Гиллеспи, Майлз Дэвис, Чет Бэйкер. И сейчас эти трубы очень популярны среди джазовых музыкантов.

 Таким образом, к середине ХХ века в США сложился тип современной помповой трубы: пропорции раструба, размер мензуры голосовой машинки (11.66-11.73 мм и более); коническая мундштучная трубка. Подобная труба звучала ярко, объёмно, на ней удобно было исполнять интервалы легато.

 В Европе первой половины ХХ века, разрушенной двумя войнами и революцией, трудно было наладить новое производство. Устояли, в основном, крупные фирмы со сложившейся репутацией. Это “Alexander” в Майнце (классический производитель валторн, он и трубы и корнеты выпускал хорошие), “Kruspe” в Эрфурте (также более славившийся валторнами), “Heckel” в Дрездене. Большинству “Heckel” известен фаготами, однако и трубы эта фирма выпускала превосходные (немецкие роторные трубы делятся по расположению кронов в голосовой машинке на “Heckel model” и “Alexander model”.

 Надо вспомнить музыкального фабриканта К.Ю. Циммермана, выпускавшего рояли, струнные и духовые инструменты. На его производстве работали прекрасные мастера, делавшие очень хорошие инструменты. Филиал фабрики Циммермана был открыт и в Петербурге (теперь ленинградский завод духовых инструментов). После русской революции 1917 года эта фабрика, получившая впоследствии название “Пятилетие Октября”, ещё лет пятнадцать выпускала изумительные инструменты: пока были живы старые мастера, сохранилось циммермановское оборудование и сырье.

Много было и маленьких мастерских, вручную производивших небольшое количество инструментов. Исторически областью, где процветало такое производство, была Саксония. Особенно местечки Маркнёкирхен и Клигенталь. Первое упоминание о произведённых здесь духовых инструментах датируется 1755 годом. Совсем недалеко от этих мест, на территории нынешней Чехии, расположен город Краслице (на немецкий манер – Граслиц), также связанный с производством духовых. Здесь находилась фабрика “Червени и сын”. Другим очень известным мастером был Й. Лидл из Брно.

В 1922 году в Мюнхене открыл мастерскую молодой Й. Монке.

Все упомянутые выше фабрики и мастера выпускали, как правило, роторные инструменты (это до сих пор основные инструменты, которые используют в Германии и Австрии). Для роторных труб характерно более компактное звучание, они лучше сливаются с деревянными духовыми в оркестровом tutti, атака звука более устойчивая. Обычно роторные трубы имеют более широкий раструб, а мензура голосовой машинки "yже помповой – 11.00-11.5 мм. Конечно, выпускались и помповые трубы, но на них спрос был меньше. Они назывались “Jazz Trompette” и использовались соответственно.

В это же время во Франции и Англии царили помповые инструменты. Английские инструменты были похожи на американские, о которых мы говорили выше.

Наиболее известными из производителей были “Besson” (Лондон) и “Bossey&Hawks”.

В то же время было известно более 120 маленьких мастерских, таких как “Distin” и “Randall Carte”. Типично английскими составами были “Brass Bands”, духовые оркестры, состоявшие только из медных и ударных инструментов. Например, основанный в 1855 году “Black Dyke Band”, выступающий с успехом по сей день. В связи с этим, больше востребованы были не трубы, а корнеты в строях B и Es. Однако трубная традиция была также очень сильна, о чём свидетельствует музыка Г. Холста и Э. Эльгара.

Франция практически на протяжении всего ХХ века была законодательницей трубной моды. Французская манера игры, яркая, виртуозная, с сильным вибрато, остается и по сию пору. От М. Франкена и Р. Сабариша до Г. Туврона, Э. Обье и Б. Сустро, лучших учеников М. Андре, мы встречаем характерные черты французской традиции. И в Америке начала века французы Ж. Магер, Р. Вуазен и другие составили достойную конкуренцию выходцам из Германии и еврейских местечек Российской империи.

Французские трубы первой половины ХХ века были узкомензурными и – чаще всего – в строе С, дававшими легкий, ясный, с высокими обертонами звук. Наиболее известными французскими фирмами того времени являлись “Courtois”, “H. Selmer”, “Marigaut-Strasser”, “Coesenon”.

В шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия многие музыкальные фирмы Америки и Европы объединились для совместного ведения дела. Торговая марка, характерные черты моделей оставались, но фирма превращалась в отделение (division) более крупной компании. Так в 1961 году В. Бах продал фирме “Selmer” USA (H.&A.Selmer) свою фабрику, которая переехала из Маунт Вернон, штат Нью-Йорк, на север, в Элхарт, штат Индиана, где находились заводы “Selmer”. В. Бах продолжал курировать производство в качестве члена совета директоров и технического консультанта. “Conn”, “Bench” и “King” были объединены в “UMI” (United Musical Instruments). Фирма “Leblanc” прибрела “Holton” и “Martin”. Такая интеграция принесла пользу. Продукция фирм оставалась самостоятельной, но общая стратегия развития и продвижения на рынке, управление, финансирование давало определённую защиту в случае экономических трудностей. Многие фирмы повысили свою репутацию и занялись разработкой новых моделей. Из фирм-одиночек, оставшихся на рынке, надо назвать “Getzen” и “Shilke”.

Ренольд Шилке был великолепным трубачом и много лет работал в Чикагском симфоническом оркестре, основал “Chicago Brass Quintet”. Как и В. Бах, он, заинтересовавшись производством, отказался от карьеры трубача и основал фирму, выпускающую первоклассные инструменты и мундштуки, причём, не ориентируясь на традицию Баха, Р. Шилке разработал свой, абсолютно новый, набор мундштуков (четыре параметра полей и чашки, вместо традиционных двух).

Пользуются успехом инструменты мастера З. Канстула и Д. Калле.

В Европе в это время произошло слияние “Bossey&Hawks” с “Besson”, из небольших мастерских Англии интересные инструменты начинает производить фирма “Smith and Watkins”, по-прежнему великолепные инструменты выпускает “Selmer” (Франция) и “Courtois”.

В Германии работают многочисленные мастерские, здесь лидируют мастера Й. Монке, братья Тайн (ФРГ), Й. Шерцер, М. Петер и Ф. Зире (ГДР). Завод “B&S” в Маркнёкирхене выпускает очень неплохие инструменты для учащихся и самодеятельности.

В Чехословакии работает похожий завод в Краслице – “Amati”.

Но на мировом рынке возникает новая сила, уверенно завоёвывающая позиции. Это японская фирма “Yamaha”, а впоследствии и китайская фирма “Jupiter” (Тайвань).

«“Yamaha” выпускает за месяц больше труб, чем я выпустил за всю жизнь», – пошутил однажды В. Бах. С 1887 года “Yamaha” успешно работает в самых различных сферах; сегодня это металлургия, производство мотоциклов, индустриальное роботостроение, компьютеры и прочее. С 1966 года началась история музыкального division “Yamaha”. Великолепные рояли и духовые инструменты сделали эту фирму одной из ведущих мировых фирм. (Кстати, производство труб и мундштуков консультировал Р. Шилке). Идеально подходящая в качестве иллюстрации слов “японское чудо”, “Yamaha” быстро завоевала международный рынок и встала в один ряд с лидерами в производстве медных духовых. Инструменты этой фирмы сделаны необыкновенно аккуратно и качественно (рис. 10).

 

 

Professional

YTR-6335

Medium-weight Bb  trumpet

Yellow-brass bell

Bell: 123mm (4-7/8”)

ML bore: 11.65mm(0.459”)

Finish: gold lacquer

Mouthpiece: 14B4

With silver-plate finish: YTR-6335S

 

 

Xeno8445

YTR-8445

Heavyweight C trumpet

Yellow-brass bell

Bell: 123mm (4-7/8”)

L bore: 11.73(0.462”)

Finish: clear lacquer

Mouthpiece: 16C4-GP

With gold-brass bell: YTR-8445G

With silver-plate finish: YTR-8445S/8445GS

 

Рис. 10 Yamaha 

 Инструменты тайваньской фирмы “Jupiter” не претендуют на оригинальность, в основном они являются копиями популярных моделей “Yamaha”, но дешевле их. Кроме, пожалуй, “карманных труб” (pocket trumpet) (рис. 11).

 

 

Рис. 11: “Jupiter” (pocket trumpet)

Трубы эти, размером чуть более ладони, позволяют извлечь полный диапазон трубы “В” и незаменимы при уличном музицировании, занятиях во время путешествий и т.п., не говоря уже о цирковой эксцентриаде. Штаб-квартира “Jupiter” находится в Остине, Техас. Ну, а на Тайване дешевле рабочие руки.

В объединенной Германии Г. Мейнл соединил наиболее известные мастерские Маркнёкирхена (в том числе и Й. Шерцера) и завод “B&S”, который наладил производство очень хороших труб в Vogtlandishe Musikinstrumentalfabrik GmbH (VMI).

Томоми Като, японский мастер, владелец люксембургской мастерской “Brass Sound Creation”, принял приглашение чешской “Amati” возглавить эту фирму и сделал ее конкурентоспособной на мировом рынке.

Неожиданно выдвинулась испанская “Stomvi” из Валенсии.

Создан division “Getzen” – “Edwards”, где молодой трубач и дизайнер Э. Науманн предложил очень интересную идею персональной сборки инструмента из нескольких вариантов раструба, голосовой машинки и мундштучной трубки, крепящихся на четырех винтах.

Все инструменты, выпускаемые крупными предприятиями, чётко ориентированы на покупателя и делятся на три категории: ученические, профессиональные и высококлассные (custom) модели. Мастерские, безусловно, делают только дорогие инструменты, в основном, на заказ. Самая большая доля производства приходится на ученические модели, покупателями которых являются школьники и музыканты-любители. Профессиональные модели – своеобразный “средний класс” инструментов.

Они подходят студентам, профессионалам, не считающим нужным (или возможным) тратить много денег на покупку инструмента. И custom модели – абсолютный лидер по качеству среди предлагаемой продукции.

Характерной чертой стало сотрудничество с известными музыкантами, по заказу которых изготовляется инструмент. Затем модели присваивается имя исполнителя. Так модели “Holton” ST 550, ST 306, 307, 308 носят имя Майнарда Фергюсона, “LeblancT 357” – Артуро Сандоваля, “Yamaha Xeno” – Бобби Шу.

Французский “Selmer” раньше был связан с именем Мориса Андре, который теперь играет на трубах “Stomvi”. Под портретом Мастера красуется рекламный слоган: “Stomvi” – Мой новый звук!”

Новые инструменты “Selmer” произведены в сотрудничестве с Ги Тувроном. Это модели “Chorus, 900TT”, “ERA II”. Лицо компании “Courtois” – Сергей Накоряков, необыкновенно удачно использующий четырёхклапанный флюгельгорн. Великолепными качествами трубы “Challenger II” фирма “B&S” (рис. 12) обязана сотрудничеству с Терри Каенсом и Йоко Харьяне. Безусловно, имеет место не только творческий союз, но и взаимная выгода от рекламы. Но возможность для ведущих музыкантов осуществить то, что им требуется в области техники, и воплотить собственную концепцию звука с помощью прекрасных мастеров, весьма заманчива, также как и для всех желающих возможность “примерить на себя” такой инструмент.

 

 

Рис. 12: “B&S” (Challenger II)

 

Если мы заговорили о рекламе, нельзя обойти вниманием и моду. Мода бывает не только на одежду или автомобиль, но и на фирму или модель инструмента, или, например, на звук. Т.А. Докшицер описывал звук современного ему трубача так: “…у него был красивый, яркий с “серебряной крошкой” звук…”, в то время как несколько лет назад на конкурсе в оркестр Нью-Йоркской филармонии официальной причиной отказа после прослушивания одному из конкурсантов был “недостаточно темный звук”; ну а слушать вибрато духовиков начала ХХ века, по меньшей мере, забавно. Сейчас в моде тёмный, плотный и устойчивый звук. Почему? Мода молчит в ответ, но могу предположить, что звук с такими характеристиками лучше подходит для современных залов, сливается с другими инструментами и удобен при звукозаписи (а от неё в современном музыкальном искусстве зависит очень много).

Идя навстречу моде, ведущие фирмы-изготовители труб разработали новые профили и сплавы раструбов, мундштучных трубок, предложили пользоваться более массивными мундштуками и утяжелили нижние гайки пистонов (рис. 13).

 

 

Рис. 13

У Баха это раструб моделей 43 и 72 (стандарт – 37), мундштучная трубка 25-О и 25-R (O-open, более широкое открытое звучание, R-реверсивная, когда коническая трубка доходит до изгиба основного крона, а соединительная трубка надевается снаружи) на трубе “В”. На трубе “С”, наиболее часто используемой сегодня в симфоническом оркестре, вместо стандартного раструба 239 предлагается раструб 229, более широкий. Самая популярная мундштучная трубка – 25Н. Все опционные трубки, предлагаемые Бахом, созданы в сотрудничестве с солистами ведущих американских оркестров шестидесятых-семидесятых годов А. Херсетом, Чикаго (25Н), Б. Адельстайном, Кливленд (25А), Ч. Шлюттером, Бостон (25S). Раструбы предлагаются трёх типов: стандартные, gold brass (у нас этот сплав называют томпак – в нём больше меди), звук более мягкий и тёплый, и sterling silver – чистое серебро, дающее тяжёлое тёмное звучание. Диаметр трубок голосовой машинки также варьируется между ML (medium large) – 11.66 мм и L (large) – 11.73 мм.

Всё это опции, изготовляемые на заказ. Одна из реклам “Bach” гласит: “Bach” – 59 путей создать прекрасный инструмент”.

“B&S” предлагает тот же набор опций, добавляя мундштучную трубку чистого серебра.

“Yamaha” также предлагает раструбы gold brass, но кроме этого можно купить трубу с раструбом heavy wall, т.е. из более толстого металла, что также делает звук более устойчивым.

“Shilke” наиболее консервативен. У большинства его инструментов звучание светлое и яркое. Лидеры – трубы высоких строёв. Пикколо P5-4 (рис. 14), труба Es/D – E3-L и входящая в моду четырёхклапанная труба Es – E3-L4. Эта труба, настроенная на кварту выше обычной трубы В, имеет четвёртый клапан, своеобразный “квартвентиль”, позволяющий извлекать все нижние ноты диапазона трубы В.

 

 

Рис. 14: “Shilke” (Piccolo P5-4)

Самыми распространёнными роторными трубами являются инструменты кёльнского мастера Йозефа Монке. После его смерти фирма перешла к дочери, а технической стороной занимается мастер и менеджер (кому-то надо этим заниматься в фирме из семи человек!) Стефан Крахфорст. Трубы В и С выпускаются трёх диаметров голосовой машинки М (medium) – 11.00, ML (medium large) – 11.25, L (large) – 11.4.

Приведу слова Уве Кляйндинста, солиста оркестра Мюнхенской оперы: “Труба Монке, на которой я играю, – сильна как меч Зигфрида, отважна как Заратустра, нежна как Кавалер Роз, и сияет как рассвет над ледником”.

Другой выдающийся немецкий мастер – Йоганес Шерцер из Маркнёкирхена. Известностью пользуются его трубы 8219 (В) и 8217 (С), но всемирную славу ему принесла труба пикколо (модель 8111), одна из самых лучших и востребованных в мире (рис. 15).

 

 

Рис. 15: Йоганес Шерцер (Piccolo 8111)

Среди профессиональных трубачей стало популярным (что вполне оправдано) “доводить” инструмент у мастеров, припаивая другие мундштучные трубки, меняя раструбы и мелкие детали. Что же, тюнинг для нас уже не новое слово (или это опять капризы моды?). Наибольшей известностью пользуются мастера Боб Малон (США) и Рене Спада (Швейцария). Также популярны мундштучные трубки К. Блакборна и Д. Найома.

Один из таких мастеров – Дэйв Монетт из города Салем, Орегон, начавший работать в 1978 году. Трубач, он увлекался йогой и карате, восточной философией. В 1983 году Монетт сделал свои первые инструменты, которые были куплены ведущими музыкантами, такими как А. Херсет, Ч. Шлюттер, В. Марсалис. Он же разработал серию мундштуков, ставшую сразу очень популярной. Эти мундштуки прекрасно сочетаются с инструментами любых фирм, в то время как при игре на трубах “Monett” пользоваться мундштуками других фирм не рекомендуется. В 1985 году Д. Монетт переехал в Чикаго, где совмещал производство мундштуков и труб с преподаванием йоги. Его трубы делаются только на заказ, с учётом физических данных и жанра, в котором работает музыкант. Все инструменты широкомензурные, с большими раструбами и весят больше обычных труб. Удивительно лёгкое звуко-извлечение, безукоризненная интонация (без особых усилий со стороны исполнителя), полный широкий звук во всех регистрах характерен для инструментов “Monettе”. Самая лёгкая из моделей – 2000LT – предназначена для джазовых музыкантов, особенно для lead players биг-бендов (“туттистов”, как зовут их у нас). Наиболее популярны трубы “Monettе” модели 149XL (В) и 61X (С), а также 993 (В и С). В 1990 году появилась новая модель Ajna II, в которой впервые использованы ребра жёсткости на изгибе раструба и основного крона, придающие ещё большую устойчивость и темноту звуку (рис. 16).

 

 

 

Рис. 16: “Monettе” (Ajna II)

При всём удобстве такого инструмента, играть на нём в группе, где все играют на трубах разных фирм, оказалось невозможно: была слышна разница тембров. На инструментах “Monettе” играет группа труб Бостонского и Стокгольмского оркестров, музыканты оркестра В. Марсалиса и другие.

Следующая модель – вновь революционная. Так как “Monettе” делает инструменты на заказ, для конкретного исполнителя, появилась Radja – первая труба с мундштучной трубкой, объединённой с мундштуком. Кроме того, под обод раструба была закатана некая “верхняя дека” (рис. 17).

 

 

Рис. 17: “Monettе” (Radja)

 Удобство звукоизвлечения, интонирования, широкие динамические возможности – все эти находки увеличивали эффект монеттовских инструментов.

В 1989 году появляется на свет новый инструмент, не известный прежде – Flumpet.

 Это гибрид трубы и флюгельгорна, сделанный для знаменитого Арта Фармера. Услышать флюмпет (рис. 18) можно в его поздних записях, на дисках Марка Ишхама – трубача и композитора, работавшего для кино, и даже в соло рожка в Симфонии № 3 Г. Малера, записанной Бостонским оркестром (солист Ч. Шлюттер).

 

 

Рис. 18: “Monettе”  Flumpet

Разрушив границу между ремеслом и искусством, Дэйв Монетт стал выпускать именные декорированные инструменты в содружестве с ювелирами Т. Дином и Р. Тарбером и гравёром Дж. Черриденом. Увы, инструменты “Monettе” и впрямь не уступают по стоимости ювелирным изделиям: от 5400 $ за модель 2000LT до 22000 $ за модель RAJA SAMADHI. Что же, порадуемся за коллег, которым по карману такие покупки!

По важности произведённых им революционных преобразований в изготовлении и моделировании труб Д. Монетта смело можно сравнить с В. Бахом, и грядущие историки трубы, думается, посвятят ему немало исследований.

Идеи Монетта были замечены и подхвачены. Э. Науманн и фирма “Edwards” предложили модель Generation X, “Courtois” – модели Evolution I и Evolution II, английский мастер Тэйлор – модели Chicago и London. Немецкая фирма “Galileo” – модель Jooleo. К счастью, цены на эти инструменты все-таки не выходят за пределы здравого смысла.

Упомянуть всех, кто производит трубы, в одной статье невозможно, поэтому мы не сказали ни слова и о бразильской фирме “Weril”, и о японской фирме ХО (division гиганта “Kawai”), и о многих европейских мастерах. Назову только австрийца Лейхтнера, швейцарца Эггера, немца Баумана.

Сейчас глаза разбегаются от многочисленных предложений и рекламы. Безусловно, выбор инструмента для той или иной ситуации, для того или иного музыкального жанра, особенно с учётом общего звучания, чрезвычайно важен. Недаром в спорте рекорды и производство одежды и спортивного оборудования идут рука об руку. Но, как говаривал Я.М. Штейман, легендарный бас-тромбонист оркестра Большого театра в двадцатых-сороковых годах ушедшего века: “Крахмальные манишки сами не играют”. Инструмент – лишь усилитель вашего голоса, рупор ваших идей и исполнитель вашей воли. Человек играет на трубе!

 

Статья взята с сайта www.ru.musinstruments.ru